Культура глухих

Организация коррекционного обучения в специальных школах для детей с нарушениями слуха

Коррекционные школы I вида. Неслышащие (глухие) дети могут обучаться в специальных (коррекционных) школах I вида, которые осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

  1. ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 5–6 лет, в зависимости от учебных предметов, или 6–7 лет, с учетом подготовительного класса);
  2. ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5–6 лет)
  3. ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

В первый класс, как правило, принимаются дети с 7 лет. Для детей, не прошедших дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. Наполняемость классов 6 человек. В составе школ 1 вида организуются классы для глухих детей с комплексными нарушениями (умственной отсталостью, ЗПР), работа в которых организуется по специальным учебным планам и программам. Наполняемость таких классов 5 человек.

В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих:

  • на основе билингвистического подхода;
  • на основе словесной речи.

Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении.

Билингвистический подход основан на том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются: словесная речь и жестовая речь, что стало основополагающим принципом билингвистического подхода.

Жестовая речь – способ межличностного общения, лишенных слуха людей, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы – жеста, а также его функциональным назначением. Использование жестовой речи при обучении глухих способствует:

  • устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися;
  • созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;
  • эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса;
  • увеличению объема учебной информации, ускорению ее передачи;
  • коррекции процесса восприятия учащимися;
  • усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме.

Билингвистическая система обучения глухих функционирует в странах Скандинавии, в Великобритании, Швейцарии, Канаде, США и др.

В России билингвистическая школа создана профессором Г.Л. Зайцевой.

Коммуникационная система обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 1950-х гг. XX в. отечественными учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова. Ее основные принципы:

  • потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности;
  • в целях активизации речевого общения эффективна дактильная речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки) в сочетании с устной и письменной речью.

Л.П. Носкова обосновала структурно-семантический принцип специального изучения языка, в основу которого положено использование предложения как материала для системного овладения языком.

В соответствии с генетическим принципом сурдопедагог соотносит речевые достижения глухого ребенка с нормой в целях языковой компенсации и программирования.

Деятельностный принцип отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная речь и освоение языка становятся потребностью.

При работе с глухими учащимися по системе их обучения на основе словесной речи происходит практическое овладение языком с последующим изучением языковых явлений и закономерностей.

Предметно-практическая деятельность учащихся рассматривается как база для формирования у них понятий; развития речи как средства коммуникации; воспитания у детей активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность.

Развитие технических возможностей слухопротезирования значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух.

С конца 1950-х гг. в западноевропейских странах и в США стала постепенно развиваться система ранней диагностики и ранней педагогической помощи, которая включала и раннее слухопротезирование детей.

В Хорватии разработана верботональная методика обучения неслышащих для развития их слухового восприятия и речи (оригинальная педагогическая технология с применением сурдотехнических достижений).

Проблемы раннего слухоречевого развития активно разрабатывали в НИИ дефектологии Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичева Э.И. Леонгард, Ф.Ф. Pay, А.Д. Салахова, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др.

Коррекционные учреждения II вида. Эти учреждения создаются для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей.

Цензовый уровень общеобразовательной подготовки выпускников специальной школы II вида отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта.

Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения:

  1. отделение – для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, наполняемость классов – 10 человек;
  2. 2-е отделение – для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, наполняемость классов – 8 человек.

Образовательный процесс осуществляется также в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начального, основного и среднего (полного) общего образования.

В первый класс 1-го и 2-го отделений зачисляются дети с 7 лет, во 2 отделении может быть организован подготовительный класс.

Педагогический процесс, основа которого – коррекционно-развивающий принцип обучения, имеет особую содержательную и методическую направленность.

Своеобразие содержания специального образования детей с частичным нарушением слуха обусловлено педагогически адаптированной к особым образовательным потребностям данной категории учащихся системой знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

Образование слабослышащих детей строится на полисенсорной основе, которая обеспечивается системой специальных занятий, в процессе которых происходит:

  • формирование навыков чтения с губ;
  • овладение техникой речи (формирование двигательной, кинетической базы речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений);
  • использование и развитие остаточного слуха.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, СЛ. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. Согласно этим теориям, ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка – значит обучать его перцептивным действиям, с помощью которых ребенок исследует предмет и воспринимает в нем новые качества и свойства.

Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования у ребенка с нарушенным слухом операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных операций.

Обучение языку построено таким образом, чтобы преодолеть имеющиеся отклонения, вызванные дефектам слуха. Первостепенными являются задачи:

  • накопление словаря;
  • уточнение звукового состава речи;
  • усвоение грамматической системы языка;
  • овладение разными видами и формами речевой деятельности.
Письмо и чтение – основные средства овладения языком в процессе специального обучения слабослышащих.
Важная роль в этом процессе отводится средствам наглядности, применение которых должно решать прежде всего задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием.

Развитию представлений и понятий (от конкретных до абстрактных и переносных) способствуют такие наглядно-образные средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима и др.

Даже незначительная степень понижения слуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных условиях обучения. Слабослышащему ребенку, обучающемуся в массовой школе, должна быть предоставлена педагогическая помощь специалиста-сурдопедагога, поскольку такие дети испытывают затруднения:

  • в процессе усвоения чтения и письма;
  • при написании диктанта и выполнении самостоятельных письменных работ;
  • в понимании объяснений учителя;
  • при чтении учебного и художественного текста (из-за его недостаточного понимания).
У слабослышащих детей наблюдаются характерные ошибки в письменных работах:
  • смешение сходных по звучанию и месту образования звуков;
  • отсутствие смягчений;
  • пропуски согласных при сложных стечениях;
  • пропуски безударных частей слова.
Профессиональное образование с нарушенным слухомЮноши и девушки с нарушенным слухом приобретают различные специальности:
  • на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества глухих;
  • в профессионально-технических училищах, колледжах, вузах;
  • непосредственно на предприятиях, как государственных, так и частных.

Преобладающими профессиями для лиц с нарушениями слуха остаются инженерно-технические.
Острой, во многом нерешенной, является сегодня проблема трудоустройства глухих и слабослышащих, особенно в регионах.

В развитых странах данная категория лиц имеет социальные гарантии качественного профессионального образования и трудоустройства.

Стандарты обучения неслышащих детей

Существует два стандарта обучения детей с нарушениями слуха:

  • для слабослышащих (педагогика слабослышащих);
  • для глухих (педагогика глухих).

Варианты обучения зависят от сложности дефекта, так как при нарушении слуха могут быть нарушения интеллекта, нарушения зрения, ДЦП и множественные нарушения. По данным исследователя Т.А. Розановой:

  • 25-30% ‒ глухота и задержка психического развития (ЗПР);
  • 3-3,5% ‒ глухота и ДЦП;
  • 25% ‒ глухота и нарушение зрения (синдром Ушера ‒ нарушение слуха с прогрессирующей потерей зрения).

С XVI века стали различали два метода в обучении глухих:

  1. жестовый метод ‒ обучение глухих на основе жестового языка и дактильной речи;
  2. устный или «чистый устный» метод, который характеризуется использованием только устной речи в процессе обучения.

В отечественной педагогике существует методика обучения детей дошкольного возраста, которая используется в детских садах для глухих и слабослышащих детей. По решению психолого-медико- педагогической комиссии в группу (по 6 человек) принимаются дети 1,5-2 лет, срок обучения составляет от 4 до 5 лет.

Методика Эмилии Ивановны Леонгард предполагает самое активное участие родителей в обучении глухих и слабослышащих детей. Родители занимаются с детьми по «методическим рекомендациям». Методика Э.И. Леонгард активно разрабатывалась в 60-е годы XX века и не утратила свою эффективность по настоящее время.

Образовательные учреждения