Культура глухих

Дактилология

Термин "дактилология" (от греч. daktilos — палец, logos — слово) используется в двух основных значениях. Во-первых, так называют алфавит, воспроизведенный пальцами руки (рук). Во-вторых, дактильной речью называют сам процесс общения при помощи ручной азбуки. Дактильная или пальцевая азбука — это уникальное изобретение человечества для общения, коммуникации и обучения детей со стойкими нарушениями слуха.

Дактильный алфавит или дактильная азбука – совокупность пальцевых знаков, расположенных в определенном порядке. Каждый дактильный знак (дактилема) обозначает определенную букву, и в национальных дактильных алфавитах столько дактилем, сколько букв в алфавите того или иного языка. Обычно дактильные знаки изображаются пальцами одной руки, но в некоторых странах (например, в Англии, Австралии) применяется двуручная дактилология, построенная на комбинированных движениях пальцев обеих рук.

Процесс общения с помощью дактилологии называется письмом в воздухе, которое воспроизводится слева направо. Дактильное письмо отражает звуковую форму слова, но в дактильном разговоре соблюдаются все правила орфографии, морфологии и синтаксиса языка. Дактильная речь воспринимается с помощью зрения, которое фиксирует буквенный состав слова, и значение дактильных знаков понятно тем, кто усвоил соответствующий алфавит. В настоящее время дактилология применяется во всем мире. Дактильную форму речи следует отличать от разговорного жестового языка и маноральной системы, в которых также используются пальцевые знаки. Жестовый язык – это совершенно самостоятельная лингвистическая система. В 1960 году Уильямом Стоуки было сделано лингвистическое описание грамматической структуры жестовых языков, описаны структурные компоненты жеста. Жест имеет свою конфигурацию, пространственное положение и движения, передающие особенности и оттенки сообщений собеседнику. В качестве конфигурации в жесте используются дактилемы или пальцевый счет. В маноральной системе ручные знаки дополняют элементы артикуляции звуков. Эта система дополняет возможности зрительного восприятия устной речи. В пятидесяти девяти государствах используется сорок три дактильных алфавита. При слепоглухоте употребляется специальный дактильный алфавит, который воспринимается контактно.

В XXI веке дактильную азбуку мы воспринимаем как данность и мало задумываемся над историей, хронологией, становлением этого явления. Четыре столетия прошло со времени создания и опубликования испанскими монахами первого дактильного алфавита, который лег в основу многих национальных дактильных систем, а дактилология так и не утратила своего значения и занимает ведущее место в обучении глухих и слепоглухих.

Авторы: Сутырина М.П., Огурцова Н.А.

Из истории создания дактильных алфавитов

Пальцевые знаки возникли в далеком прошлом. Впервые они стали использоваться в качестве средства для счета. Пальцевый счет – обозначение чисел при помощи пальцев руки – обладал не только большой наглядностью, но и был вызван практическими потребностями. Пальцевые знаки широко использовались в средние века для понимания счета при изучении арифметики. Можно предполагать, что система счета на пальцах оказала влияние и на появление ручной (дактильной) азбуки, или дактильного алфавита.

Алфавит – это совокупность расположенных в определенном порядке графических знаков, или букв, которыми пользуются при письме на том или ином языке. Дактильный алфавит, или дактильная азбука – это совокупность расположенных в определенном порядке пальцевых знаков. Каждый дактильный знак обозначает определенную букву. В дактильном алфавите столько знаков, сколько букв в алфавите национального языка.

В средние века те, кто давал обет молчания, часто прибегали к ручной азбуке в целях безмолвного общения между собой. В XVI веке появились работы, в которых были описаны способы изображения букв с помощью одной руки, ладони, двух рук, всего тела. Педро Понсе де Леон (1508–1584, Испания) – один из первых учителей глухих – создал одноручную дактильную азбуку испанского языка для обучения глухих словесной речи. Понсе де Леон был монахом одного из католических монастырей Испании в Онье. Он получил образование в Саламанкском университете, но, не имея прав на наследство, вынужден был уйти в монастырь. Обучение глухого по религиозным и монастырским законам того времени считалось тягчайшим преступлением. Однако богатство и знатность родителей глухих детей позволяли обходить эти запреты и законы и практиковать обучение глухих в условиях семьи или монастыря. Учителями глухих детей были монахи, а в редких случаях и врачи. Понсе де Леон был одним из таких учителей. К сожалению, после себя он не оставил ни трудов, ни каких-либо других письменных свидетельств об использовавшихся им методах обучения. Основной задачей в методике обучения Понсе де Леона было преодоление немоты – обучение глухих словесной речи. Для этого он использовал обучение грамоте, письменной, дактильной и устной формам речи.

В 1620 году испанец П. Бонет (1579–1633) издал в Мадриде книгу, в которой впервые был опубликован одноручный испанский дактильный алфавит. П. Бонет ставил перед собой цель научить глухого устной и письменной речи посредством зрения. Зрение, по мнению П. Бонета, может заменить потерянный слух. «Глухонемые обладают значительной ловкостью, — говорит он, — при помощи лица понять всякое обучение и найти таким путем средство за¬менять слух; стало быть, лицо есть орудие для обучения».

П. Бонет в работе «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить» (1629) опубликовал рисунки дактильных обозначений и дал общие указания относительно их использования при обучении глухих. Созданная П. Бонетом методика предусматривала употребление дактильной речи при обучении глухих устной и письменной речи. П. Бонет ввел пальцевую азбуку, воспринимаемую более легко, чем дви¬жения губ. Включенная в учебный процесс П. Бонетом дактильная форма речи как средство обучения нашла широкое применение в последующей сурдопедагогической практике. Таким образом, одноручная дактилология стала широко употребляться в странах Европы и Америки при обучении глухих и слепоглухих.

Литература:
1. Сутырина М.П., Огурцова Н.А. Теория и практика сурдоперевода: дактилология: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017 г. – 120 с.

Материалы подготовлены Н.А. Огурцовой

Из истории возникновения русского дактильного алфавита

В 1806 году в городе Павловске под Петербургом открылось первое в России училище для глухих. Руководитель училища глухонемых Ж. Б. Жоффре (1774‒1824) в 1817 году пригласил В. И. Флери (1800‒1856) и из личных средств оплачивал его работу как преподавателя французского языка. В течение 13 лет В. И. Флери выполнял обязанности преподавателя и инспектора Петербургского училища. В 1837 году В. И. Флери был назначен на должность директора. Эту должность он исполнял до конца своей жизни. Первые учителя глухих создали на основе французского русский дактильный алфавит. В 1835 году В. И. Флери опубликовал в приложении к своей книге «Глухонемые» русскую и французскую ручные азбуки. Первые учителя глухих в России пользовались дактилологией как вспомогательным средством при обучении устной и письменной речи. Немецкие сурдопедагоги считали, что дактильная речь является разновидностью жестовой речи. Дактильную речь они вообще не использовали. Лишь в специальных училищах Америки и России дактильная речь продолжала употребляться в качестве вспомогательного средства при обучении.

В дореволюционной России дактильная речь применялась, как правило, при обучении неуспевающих глухих учащихся устной речи. Эти учащиеся выделялись в особые классы. Дактильная речь использовалась и в условиях мастерских, чтобы ускорить приобретение учащимися соответствующей специальности. В Советском Союзе в школах глухих дактильная речь долгие годы использовалась лишь как средство обучения глухих подростков и взрослых грамоте и основам общеобразовательных предметов.

Вопрос о применении дактильной речи при обучении глухих особенно остро встал на Всероссийском совещании сурдопедагогов в 1938 году. Необходимость использования дактильной речи была убедительно доказана И. А. Соколянским (1889‒1960) – советским профессором-дефектологом и его сотрудниками. Ими была разработана оригинальная система воспитания и обучения слепоглухонемых. По инициативе И. А. Соколянского в Харькове было организовано единственное в мире научно-педагогическое учреждение ‒ Школа-клиника для слепоглухонемых (1923). И. А. Соколянский использовал дактильную речь в процессе общения и обучения слепоглухонемых.

В советские годы сотрудники Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (С. А. Зыков, Б. Д. Корсунская и другие) проделали огромную работу по изучению эффективности использования дактильной речи на начальном этапе обучения глухих. Данные этих исследований помогли сформировать единый взгляд на место и роль дактильной речи в учебном процессе на всех годах обучения. В одной из своих работ С. А. Зыков пишет, что дактильная речь отвечает задаче формирования речевого общения глухих школьников и открывает пути к более естественному обучению языку (Зыков,1961). В советской сурдопедагогике дактильная речь является исходным средством в процессе формирования словесной речи на первоначальном этапе обучения глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста и вспомогательным средством на последующих этапах обучения в школе. Применение дактильной речи на первоначальном этапе обучения глухих способствует усвоению устной и письменной речи и стимулирует их общее развитие. Для того чтобы в общении с глухими во время учебных занятий и в быту гарантировать полную и точную передачу речевой информации, необходимо умелое и педагогически оправданное пользование дактильной речью.

На современном этапе использование дактилологии не потеряло своей значимости. В настоящее время создаются новые дактильные азбуки, которые применяются в системе коммуникативных средств лиц с нарушениями слуха во всем мире, что доказывает жизненность этой формы словесной речи.

Литература:
1. Сутырина М.П., Огурцова Н.А. Теория и практика сурдоперевода: дактилология: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017 г. – 120 с.

Материалы подготовлены Н.А. Огурцовой

История создания французского дактильного алфавита

В XVIII веке дактильный алфавит проник во Францию. Французский дактильный алфавит формировался на основе испанского. В его создании принимали участие учителя глухих Я. Р. Перейра (1715—1780) и Ш. М. Делепе (1712—1789). Во Франции учитель Я. Р. Перейра успешно обучал отдельных глухих учени¬ков словесной речи. Обучением глухих детей он занялся в свя¬зи с тем, что у него была глухая сестра. В дальнейшем Я. Р. Пе¬рейра стал профессиональным учителем глухих.

Известно, что, обучая устной речи, он широко пользовался дактильной речью и придавал большое значение чтению. Я. Р. Перейра добился при этом хороших результатов, о чем свидетельствует тот факт, что его достижения в обучении глу¬хих обсуждались на собрании Парижской Академии наук, а также на страницах французской печати того времени. Сам Я. Р. Перейра, к сожалению, не обобщил своего опыта и не ос¬тавил после себя сурдопедагогических работ.

Ш. М. Делепе — французский сурдопедагог, по образованию юрист, посвятивший свою жизнь обучению и воспитанию глухонемых. В 1753 году успешные занятия с глухими девочками натолкнули аббата Ш. М. Делепе на мысль открыть училище и вести занятия с небольшими группами глухих детей. Ш. М. Делепе обучал глухих бесплатно в собственном доме, занимаясь два раза в неделю. Самых бедных из них он даже обеспечивал средствами к существованию. Количество учащихся доходило до 75 человек. В 1770 году училище Ш. М. Делепе получило статус Парижского национального института. Ш. М. Делепе может быть по праву назван организатором первого во Франции учреждения для обучения и воспитания глухих и создателем системы «мимический метод». Жестовая речь служила исходным моментом на протяжении всего периода обучения языку и другим общеобразовательным предметам. Ш. М. Делепе считал, что язык жестов необходимо допол¬нить знаками, которые восполняли бы жестовую речь общими лексическими понятиями и грамматическими правилами из об¬ласти морфологии и синтаксиса. Он называл их «методическими знаками» и пытался с их помощью осуществить перевод словесных текстов на язык жестов и обратно.

Характерным для Ш. М. Делепе было отрицательное отношение к дактильной форме речи. Он был против ее использования в системе «мимический метод». По его мнению, учителя, использующие дактилологическую азбуку, могут научить глухих бегло говорить, но не могут научить понимать значение слов. Методические же знаки раскрывают связи слов в предложении, выражают значение употребляемых в словесной речи грамматических категорий. Ш. М. Делепе использовал дактильную речь преимущественно для обозначения имен собственных и различных терминов. Она применялась им и тогда, когда для слова или его части не было жестового знака. Его ученик и преемник Р. А. Сикар (1742-1822), возглавивший в 1790 г. Парижский институт глухонемых, развил мимический метод и использовал дактильную речь в качестве вспомогательного средства при переводе с жестовой речи на словесную и обратно.

Из Франции испанский и французский дактильные алфавиты распространились в другие страны Европы и в Америку.
Литература: 1. Сутырина М.П., Огурцова Н.А. Теория и практика сурдоперевода: дактилология: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017 г. – 120 с.

Материалы подготовлены Н.А. Огурцовой.

Развитие дактилологии в Англии: двуручный английский пальцевый алфавит и ладонный алфавит Д. Дальгарно

Великобритания в создании дактильного алфавита шла своим путем. Английский ручной алфавит основан на использовании движений пальцев обеих рук. Каждая из букв алфавита изображается двумя руками одновременно. Профессор геометрии в Оксфорде Джон Валлис (1616-1703) занимался обучением глухонемых. Его труды содержат обоснование по обучению глухонемых устной речи. Основой обучения он считал письменное слово при широком использовании жестов и пальцевой азбуки. Он явился создателем двуручного английского пальцевого алфавита, который получил распространение также в Австралии и в других странах.

Ладонный алфавит был создан в Англии Д. Дальгарно (1626-1686). В нем все буквы алфавита распределены по частям пальцев и ладони, и разговор производится путем нажима одним или сразу несколькими пальцами одной руки на соответствующие места суставов и ладони другой. Буквы наносились на специальные перчатки, которые выдавались людям с поражением слуха. Литература:
1. Сутырина М.П., Огурцова Н.А. Теория и практика сурдоперевода: дактилология: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017 г. – 120 с.

Материалы подготовлены Н.А. Огурцовой.

Использование дактилологии в профессиональной подготовке студентов с нарушениями слуха