Термин "дактилология" (от греч. daktilos — палец, logos — слово) используется в двух
основных значениях. Во-первых, так называют алфавит, воспроизведенный пальцами руки
(рук). Во-вторых, дактильной речью называют сам процесс общения при помощи ручной
азбуки. Дактильная или пальцевая азбука — это уникальное изобретение человечества для
общения, коммуникации и обучения детей со стойкими нарушениями слуха.
Дактильный алфавит или дактильная азбука – совокупность пальцевых знаков, расположенных
в определенном порядке. Каждый дактильный знак (дактилема) обозначает определенную
букву, и в национальных дактильных алфавитах столько дактилем, сколько букв в алфавите
того или иного языка. Обычно дактильные знаки изображаются пальцами одной руки, но в
некоторых странах (например, в Англии, Австралии) применяется двуручная дактилология,
построенная на комбинированных движениях пальцев обеих рук.
Процесс общения с помощью дактилологии называется письмом в воздухе, которое
воспроизводится слева направо. Дактильное письмо отражает звуковую форму слова, но в
дактильном разговоре соблюдаются все правила орфографии, морфологии и синтаксиса языка.
Дактильная речь воспринимается с помощью зрения, которое фиксирует буквенный состав
слова, и значение дактильных знаков понятно тем, кто усвоил соответствующий алфавит.
В настоящее время дактилология применяется во всем мире. Дактильную форму речи следует
отличать от разговорного жестового языка и маноральной системы, в которых также
используются пальцевые знаки. Жестовый язык – это совершенно самостоятельная
лингвистическая система. В 1960 году Уильямом Стоуки было сделано лингвистическое
описание грамматической структуры жестовых языков, описаны структурные компоненты жеста.
Жест имеет свою конфигурацию, пространственное положение и движения, передающие
особенности и оттенки сообщений собеседнику. В качестве конфигурации в жесте
используются дактилемы или пальцевый счет. В маноральной системе ручные знаки дополняют
элементы артикуляции звуков. Эта система дополняет возможности зрительного восприятия
устной речи. В пятидесяти девяти государствах используется сорок три дактильных
алфавита. При слепоглухоте употребляется специальный дактильный алфавит, который
воспринимается контактно.
В XXI веке дактильную азбуку мы воспринимаем как данность и мало задумываемся над
историей, хронологией, становлением этого явления. Четыре столетия прошло со времени
создания и опубликования испанскими монахами первого дактильного алфавита, который лег в
основу многих национальных дактильных систем, а дактилология так и не утратила своего
значения и занимает ведущее место в обучении глухих и слепоглухих.
Авторы: Сутырина М.П., Огурцова Н.А.
Пальцевые знаки возникли в далеком прошлом. Впервые они стали использоваться в качестве
средства для счета. Пальцевый счет – обозначение чисел при помощи пальцев руки – обладал
не
только большой наглядностью, но и был вызван практическими потребностями. Пальцевые
знаки
широко использовались в средние века для понимания счета при изучении арифметики. Можно
предполагать, что система счета на пальцах оказала влияние и на появление ручной
(дактильной) азбуки, или дактильного алфавита.
Алфавит – это совокупность расположенных в определенном порядке графических знаков, или
букв, которыми пользуются при письме на том или ином языке. Дактильный алфавит, или
дактильная азбука – это совокупность расположенных в определенном порядке пальцевых
знаков.
Каждый дактильный знак обозначает определенную букву. В дактильном алфавите столько
знаков,
сколько букв в алфавите национального языка.
В средние века те, кто давал обет молчания, часто прибегали к ручной азбуке в целях
безмолвного общения между собой. В XVI веке появились работы, в которых были описаны
способы
изображения букв с помощью одной руки, ладони, двух рук, всего тела. Педро Понсе де Леон
(1508–1584, Испания) – один из первых учителей глухих – создал одноручную дактильную
азбуку
испанского языка для обучения глухих словесной речи. Понсе де Леон был монахом одного из
католических монастырей Испании в Онье. Он получил образование в Саламанкском
университете,
но, не имея прав на наследство, вынужден был уйти в монастырь. Обучение глухого по
религиозным и монастырским законам того времени считалось тягчайшим преступлением.
Однако
богатство и знатность родителей глухих детей позволяли обходить эти запреты и законы и
практиковать обучение глухих в условиях семьи или монастыря. Учителями глухих детей были
монахи, а в редких случаях и врачи. Понсе де Леон был одним из таких учителей. К
сожалению,
после себя он не оставил ни трудов, ни каких-либо других письменных свидетельств об
использовавшихся им методах обучения. Основной задачей в методике обучения Понсе де
Леона
было преодоление немоты – обучение глухих словесной речи. Для этого он использовал
обучение
грамоте, письменной, дактильной и устной формам речи.
В 1620 году испанец П. Бонет (1579–1633) издал в Мадриде книгу, в которой впервые был
опубликован одноручный испанский дактильный алфавит. П. Бонет ставил перед собой цель
научить глухого устной и письменной речи посредством зрения. Зрение, по мнению П.
Бонета,
может заменить потерянный слух. «Глухонемые обладают значительной ловкостью, — говорит
он, —
при помощи лица понять всякое обучение и найти таким путем средство за¬менять слух;
стало
быть, лицо есть орудие для обучения».
П. Бонет в работе «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить» (1629)
опубликовал рисунки дактильных обозначений и дал общие указания относительно их
использования при обучении глухих. Созданная П. Бонетом методика предусматривала
употребление дактильной речи при обучении глухих устной и письменной речи. П. Бонет ввел
пальцевую азбуку, воспринимаемую более легко, чем дви¬жения губ.
Включенная в учебный процесс П. Бонетом дактильная форма речи как средство обучения
нашла
широкое применение в последующей сурдопедагогической практике. Таким образом, одноручная
дактилология стала широко употребляться в странах Европы и Америки при обучении глухих и
слепоглухих.
Литература:
1. Сутырина М.П., Огурцова Н.А. Теория и практика сурдоперевода: дактилология: учебное
пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017 г. – 120 с.
Материалы подготовлены Н.А. Огурцовой
В 1806 году в городе Павловске под Петербургом открылось первое в России училище для
глухих.
Руководитель училища глухонемых Ж. Б. Жоффре (1774‒1824) в 1817 году пригласил В. И.
Флери
(1800‒1856) и из личных средств оплачивал его работу как преподавателя французского
языка.
В течение 13 лет В. И. Флери выполнял обязанности преподавателя и инспектора
Петербургского
училища. В 1837 году В. И. Флери был назначен на должность директора. Эту должность он
исполнял до конца своей жизни. Первые учителя глухих создали на основе французского
русский
дактильный алфавит. В 1835 году В. И. Флери опубликовал в приложении к своей книге
«Глухонемые» русскую и французскую ручные азбуки. Первые учителя глухих в России
пользовались дактилологией как вспомогательным средством при обучении устной и
письменной
речи. Немецкие сурдопедагоги считали, что дактильная речь является разновидностью
жестовой
речи. Дактильную речь они вообще не использовали. Лишь в специальных училищах Америки и
России дактильная речь продолжала употребляться в качестве вспомогательного средства при
обучении.
В дореволюционной России дактильная речь применялась, как правило, при обучении
неуспевающих
глухих учащихся устной речи. Эти учащиеся выделялись в особые классы. Дактильная речь
использовалась и в условиях мастерских, чтобы ускорить приобретение учащимися
соответствующей специальности. В Советском Союзе в школах глухих дактильная речь долгие
годы
использовалась лишь как средство обучения глухих подростков и взрослых грамоте и основам
общеобразовательных предметов.
Вопрос о применении дактильной речи при обучении глухих особенно остро встал на
Всероссийском совещании сурдопедагогов в 1938 году. Необходимость использования
дактильной
речи была убедительно доказана И. А. Соколянским (1889‒1960) – советским
профессором-дефектологом и его сотрудниками. Ими была разработана оригинальная система
воспитания и обучения слепоглухонемых. По инициативе И. А. Соколянского в Харькове было
организовано единственное в мире научно-педагогическое учреждение ‒ Школа-клиника для
слепоглухонемых (1923). И. А. Соколянский использовал дактильную речь в процессе общения
и
обучения слепоглухонемых.
В советские годы сотрудники Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР
(С. А.
Зыков, Б. Д. Корсунская и другие) проделали огромную работу по изучению эффективности
использования дактильной речи на начальном этапе обучения глухих. Данные этих
исследований
помогли сформировать единый взгляд на место и роль дактильной речи в учебном процессе на
всех годах обучения. В одной из своих работ С. А. Зыков пишет, что дактильная речь
отвечает
задаче формирования речевого общения глухих школьников и открывает пути к более
естественному обучению языку (Зыков,1961). В советской сурдопедагогике дактильная речь
является исходным средством в процессе формирования словесной речи на первоначальном
этапе
обучения глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста и вспомогательным
средством
на последующих этапах обучения в школе. Применение дактильной речи на первоначальном
этапе
обучения глухих способствует усвоению устной и письменной речи и стимулирует их общее
развитие. Для того чтобы в общении с глухими во время учебных занятий и в быту
гарантировать
полную и точную передачу речевой информации, необходимо умелое и педагогически
оправданное
пользование дактильной речью.
На современном этапе использование дактилологии не потеряло своей значимости. В
настоящее
время создаются новые дактильные азбуки, которые применяются в системе коммуникативных
средств лиц с нарушениями слуха во всем мире, что доказывает жизненность этой формы
словесной речи.
Литература:
1. Сутырина М.П., Огурцова Н.А. Теория и практика сурдоперевода: дактилология: учебное
пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017 г. – 120 с.
Материалы подготовлены Н.А. Огурцовой
В XVIII веке дактильный алфавит проник во Францию. Французский дактильный алфавит
формировался на основе испанского. В его создании принимали участие учителя глухих Я. Р.
Перейра (1715—1780) и Ш. М. Делепе (1712—1789). Во Франции учитель Я. Р. Перейра успешно
обучал отдельных глухих учени¬ков словесной речи. Обучением глухих детей он занялся в
свя¬зи с тем, что у него была глухая сестра. В дальнейшем Я. Р. Пе¬рейра стал
профессиональным учителем глухих.
Известно, что, обучая устной речи, он широко пользовался дактильной речью и придавал
большое значение чтению. Я. Р. Перейра добился при этом хороших результатов, о чем
свидетельствует тот факт, что его достижения в обучении глу¬хих обсуждались на собрании
Парижской Академии наук, а также на страницах французской печати того времени. Сам Я. Р.
Перейра, к сожалению, не обобщил своего опыта и не ос¬тавил после себя
сурдопедагогических работ.
Ш. М. Делепе — французский сурдопедагог, по образованию юрист, посвятивший свою жизнь
обучению и воспитанию глухонемых. В 1753 году успешные занятия с глухими девочками
натолкнули аббата Ш. М. Делепе на мысль открыть училище и вести занятия с небольшими
группами глухих детей. Ш. М. Делепе обучал глухих бесплатно в собственном доме,
занимаясь два раза в неделю. Самых бедных из них он даже обеспечивал средствами к
существованию. Количество учащихся доходило до 75 человек. В 1770 году училище Ш. М.
Делепе получило статус Парижского национального института. Ш. М. Делепе может быть по
праву назван организатором первого во Франции учреждения для обучения и воспитания
глухих и создателем системы «мимический метод». Жестовая речь служила исходным моментом
на протяжении всего периода обучения языку и другим общеобразовательным предметам. Ш. М.
Делепе считал, что язык жестов необходимо допол¬нить знаками, которые восполняли бы
жестовую речь общими лексическими понятиями и грамматическими правилами из об¬ласти
морфологии и синтаксиса. Он называл их «методическими знаками» и пытался с их помощью
осуществить перевод словесных текстов на язык жестов и обратно.
Характерным для Ш. М. Делепе было отрицательное отношение к дактильной форме речи. Он
был против ее использования в системе «мимический метод». По его мнению, учителя,
использующие дактилологическую азбуку, могут научить глухих бегло говорить, но не могут
научить понимать значение слов. Методические же знаки раскрывают связи слов в
предложении, выражают значение употребляемых в словесной речи грамматических категорий.
Ш. М. Делепе использовал дактильную речь преимущественно для обозначения имен
собственных и различных терминов. Она применялась им и тогда, когда для слова или его
части не было жестового знака. Его ученик и преемник Р. А. Сикар (1742-1822),
возглавивший в 1790 г. Парижский институт глухонемых, развил мимический метод и
использовал дактильную речь в качестве вспомогательного средства при переводе с жестовой
речи на словесную и обратно.
Из Франции испанский и французский дактильные алфавиты распространились в другие страны
Европы и в Америку.
Литература:
1. Сутырина М.П., Огурцова Н.А. Теория и практика сурдоперевода: дактилология: учебное
пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017 г. – 120 с.
Материалы подготовлены Н.А. Огурцовой.
Великобритания в создании дактильного алфавита шла своим путем. Английский ручной
алфавит основан на использовании движений пальцев обеих рук. Каждая из букв алфавита
изображается двумя руками одновременно. Профессор геометрии в Оксфорде Джон Валлис
(1616-1703) занимался обучением глухонемых. Его труды содержат обоснование по обучению
глухонемых устной речи. Основой обучения он считал письменное слово при широком
использовании жестов и пальцевой азбуки. Он явился создателем двуручного английского
пальцевого алфавита, который получил распространение также в Австралии и в других
странах.
Ладонный алфавит был создан в Англии Д. Дальгарно (1626-1686). В нем все буквы алфавита
распределены по частям пальцев и ладони, и разговор производится путем нажима одним или
сразу несколькими пальцами одной руки на соответствующие места суставов и ладони другой.
Буквы наносились на специальные перчатки, которые выдавались людям с поражением слуха.
Литература:
1. Сутырина М.П., Огурцова Н.А. Теория и практика сурдоперевода: дактилология: учебное
пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017 г. – 120 с.
Материалы подготовлены Н.А. Огурцовой.